Специальное образование в России регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Есть отдельный ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, он действует с 1 сентября 2016 года. В данном документе прописаны возможности для обучающихся.
Существуют разные образовательные программы в рамках обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями. В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью они описаны как «вариант 1» и «вариант 2». Варианты отличаются сроками освоения образовательной программы (от 9 до 13 лет обучения) и содержанием предметов. Для каждого ребенка вариант определяется ПМПК и зависит от диагноза и индивидуальных особенностей.
Вариант 1 рекомендуется детям с легкой умственной отсталостью, предполагает 9 лет обучения, класс состоит из 12 учеников. В конце 9 класса проводится итоговая аттестация в виде комплексной работы по основным предметам и итоговой аттестации по профилю "Технология".
Вариант 2 рекомендуется детям с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и мнодественными нарушениями. Обучение распределяется до 18 лет. В классе обучается 12 учеников (5 обучающихся с ТМНР). На каждого ребенка ежегодно составляется специальная индивидуальная программа развития (СИПР). В составлении этой программы принимают участие классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, в ней же учитывается содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации, если у ребенка оформлена инвалидность. Итоговой аттестации по окончании обучения нет, есть мониторинг развития, который заполняется специалистами школы для каждого ребенка с описанием количественных и качественных изменений его развития.
В программу и варианта 1, и варианта 2 для обучающихся с умственной отсталостью входят коррекционные курсы — фронтальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, педагогом-психологом и внеурочная деятельность по направлениям.